ОПИСАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОГРАММЫ

Отзывы о программе
Слово протоиерея Романа Ковальского, настоятеля Спасо-Парголовского храма
О цели воспитания ребёнка в православной традиции
Понятие "духовно-нравственное воспитание"
в православной традиции

О воцерковлении дошкольников в группах семейной поддержки "Лучики"
Структура организации занятий
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Общий годовой план занятий
План занятий группы 4-5 лет
План занятий группы 5-6 лет
План занятий группы 6-7 лет
Содержание и материалы занятий группы 4-5 лет
Содержание и материалы занятий группы 5-6 лет
Содержание и материалы занятий группы 6-7 лет
Гимн Лучиков
Сценарий праздника, Рождество Христово, группа 3-4 года
Сценарий праздника, Рождество Христово, группа 5-7 года
Сценарий праздника, Воскресение Христово, Пасха 3-4 года
Сценарий праздника, Воскресение Христово, Пасха 5-7 лет
Пасхальная сказка
Материалы занятий с родителями,
Школа Православной Семьи

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методическое пособие,
О преподавании Закона Божьего у дошкольников

Педагогические принципы св. прав. Иоанна Кронштадтского
Рекомендации для воспитателей и педагогов
О христианском воспитании и воцерковлении
в наши дни

Анкеты для родителей
Списки рекомендуемой литературы

О преподавании Закона Божьего
у дошкольников.
Перспективы развития воскресной школы

Антипенко Ю.Т., старшая сестра отделения милосердного педагогического служения "Синий Крест" Сестричества милосердия св. мц. Татианы, директор Духовно-просветительского центра им. свт. Иннокентия Московского

В этом разделе содержатся методические материалы о преподавании Закона Божия для детей дошкольного возраста.
- в чём заключается основной принцип построения урока;
- каковы особенности обучения детей этого возраста, основной принцип изложения учебного материала и основные темы занятий;
- какое значение в религиозном развитии дошкольника имеет семья и приходская община;
- почему нужно уделить особенное внимание работе с детьми 4-7 лет.

Материалы составлены на основе более чем 10-летнего опыта преподавания в Воскресной школе и при использовании содержания разделов книг С.С.Куломзиной «Наша Церковь и наши дети» и Т.В. Скляровой О.Л. Янушкявичене «Возрастная педагогика и психология», посвященных возрасту детей от 3-4 до 6 лет. Поэтому, прежде всего, предлагаем вам познакомиться с этой литературой.

С. С. Куломзина «Наша Церковь и наши дети»

Т. В. Склярова, О. Л. Янушкявичене «Возрастная педагогика и психология»

Занятие из цикла: Перспективы развития
воскресной школы «О преподавании
Закона Божия для дошкольников»


1. Основной принцип построения урока
 

Нередко в Воскресную школу родители приводят своих детей уже с трех - четырёх лет. Слушать рассказ взрослого такие малыши могут совсем недолго - не больше пяти минут. Они нуждаются в постоянном движении и не могут долго сидеть на месте. Ведущей деятельностью в этот период психологи называют игру. Совместно с игрой в этом возрасте развивается изобразительная деятельность, элементарный труд, зарождаются начатки учения в форме освоения культурного наследия человечества – воспринимаются и запоминаются рассказы, сказки, постигается музыка.

......Дети старшего дошкольного возраста способны удерживать внимание на чём-то одном уже 10–15 минут, но они также нуждаются в движении, смене видов деятельности и обстановки.

.......Сформулируем, исходя из этого, основной принцип построения урока с дошкольниками. Он заключается в следующем: во время урока нужно достаточно часто чередовать с детьми различные формы работы: рассказ может сменяться творческим заданием, подвижным упражнением с каким-то стишком, игрой, рисунком, может меняться обстановка или место занятия. Дружелюбная атмосфера совместной игры и труда на занятиях так же необходима для душевного развития детей, как и то, что в это время рассказывается.

Например, ребенок может принять активное участие в рассказе о сотворении мира следующим образом: попросите его закрыть глаза, чтобы "представить" тьму, которая была до того, как Бог сотворил свет, а затем открыть, чтобы "представить" свет. Дайте им потрогать листики, цветы, семена; ребенок может изображать, как двигаются разные животные, как летают птицы. Рассказ о Ное можно разыграть в лицах.

Кроме того, можно неоднократно повторять одни и те же рассказы, если дети активно участвуют в них, - ведь в любимую игру можно играть изо дня в день.
Возрастными особенностями детей обуславливается та неповторимая атмосфера, которая царит на занятиях с нашими младшими воспитанниками. Поэтому в расписании ЦПШ уроки с дошкольниками рекомендуется называть не уроками по Закону Божию, а другим каким-то названием (напр., Уроки веры, Уроки благочестия, Духовно-нравственные занятия, Первые шаги в церковной жизни). Это поможет родителям и ребёнку более серьёзно отнестись к поступлению в 1 класс ЦПШ и началу получения на занятиях по Закону Божию духовного образования.
Логично выделить уроки с малышами как занятия дошкольных групп, а для детей 6-летнего возраста - как занятия подготовительной группы к поступлению в 1 класс Воскресной школы. Выделение дошкольных групп даёт повод директорам ЦПШ встретиться перед поступлением детей в 1 класс школы с их родителями для более тесного знакомства. Эта встреча необходима, чтобы затем грамотно выстроить по отношению к семье и ребёнку дальнейшее сопровождение (См. Занятие 2 «О работе с родителями»).

Для работы в дошкольных группах лучше иметь специально подготовленных педагогов, особенно чутко чувствующих своеобразие этого возраста.

2. Особенности обучения 

• Суть духовного явления ребёнок дошкольного возраста часто способен постичь интуитивно, без продолжительных и подробных объяснений взрослого.
На занятиях можно иногда приглашать детей к благочестивым духовным размышлениям и выводам.

Детская интуиция позволила четырехлетней Саше очень глубоко понять Евангельское повествование об искушении Христа в пустыне в мамином пересказе.
«И вот, когда взалкал Господь, приступил к Нему искуситель и сказал: «Сделай из камней хлеб и ешь». Как ты думаешь, что ему Сын Божий ответил?
– «Нет». Потому что Он пришел в пустыню поститься.
– А потом поставил диавол Иисуса Христа на самый верх храма и говорит: «Кинься вниз, тебя ангелы подхватят, и ты не разобьешься». Что ему Христос ответил?
– «Нет». Он же пришел молиться.
– И показал Ему сатана все самые красивые дворцы и все богатство мира и говорит: «Поклонись мне и все это богатство станет Твоим». Что ему ответил Христос?
– «Нет». Потому что он (сатана) злой».

Маленькому Антону мама на его вопросы о том, кто сделал небо, землю и т. д., всегда отвечала: «Бог». Когда же ребенку исполнилось четыре года, папа решил внести научную ясность в этот вопрос. Он посадил перед собой сына и сказал: «Хочешь, я расскажу тебе, как образовалась Земля? Вначале были газы, газы, потом они отвердели, и образовалась Земля». Мама из другой комнаты с грустью слушала, как папа пытается разрушить у ребенка создавшееся представление о происхождении мира. Но после разговора с отцом ребенок сделал свои выводы.
Мальчик подошел к маме и сказал: «Мама, хочешь, я расскажу тебе, как на самом деле все произошло?»
– «Расскажи».
– «Вначале были газы, газы, а потом они отвердели, и образовалась Земля. И все это сделал Бог».

А четырехлетней Лене папа, чтобы внести сомнение в ее представление о существовании единого Бога, начал говорить о том, что каждый народ придумывает своего бога: у индусов – один Бог, у русских – другой, у французов – третий.
На это девочка ответила: «Но ведь истинный-то из этих богов – Один».

Детский рисунок во многом подобен иконе. Некоторым детям-дошколятам иногда можно позволять изображать лики святых, чего не следует делать детям более старшего возраста, еще не достигшим определенного мастерства.
Дети из благочестивых семей в младенческом возрасте часто самостоятельно начинают в домашней обстановке как бы играть в богослужение - повторять при помощи самых простых средств запомнившиеся действия, молитвы и песнопения.

Описывая детство будущих пастырей в книге «Под кровом Всевышнего» (глава «Мальчики начинают служить»), Наталия Николаевна Соколова рассказывает о том, как ее дети «служили», держа карандаш или палочку подобно свечке, «кадили» ботиночком, держа его за шнурок, фелонь им заменяла пеленка.
К этим действиям следует относиться очень чутко и не разбирать их с ребёнком. На занятиях, проводящихся в храме, при условии сохранения благочестивой обстановки, допустимы чтение детьми вслух кратких молитв, разучивание богослужебных песнопений, изображение детьми в средней части храма простых действий, совершаемых во время богослужения.

• Нравственные понятия у дошкольников примитивны и просты. Следует, насколько это возможно, углублять правильное понимание детьми понятий «добра» и «зла». Каким образом?

Пятилетний ребенок знает, что "Бог хочет, чтобы мы были хорошими", и "чтобы не должны быть плохими", но весьма смутно представляет, что такое "хорошо" и что такое "плохо", неспособен понять, хорош или плох тот или иной поступок. Зло для ребенка отождествляется с нанесением видимого ущерба – сломанными игрушками, испорченным платьем, а также с неудовольствием родителей и строгостью наказания. Добро же отождествляется у него с хорошим настроением, дружелюбной атмосферой, одобрением и похвалой.

• Формирование этических представлений постепенно происходит в ребёнке через накапливание опыта одобрения и осуждения его поступков со стороны взрослых. Правильно проявляя одобрение или осуждение поступков детей, мы можем помочь им сформировать верные представления о добре и зле.

Уча детей верному отношению ко злу и к добру можно использовать, например, рассказы о грехопадении ангелов, о грехе первых людей, о Каине и Авеле, а из Нового Завета – притчи о блудном сыне, милосердном царе и злом рабе. Если они просто рассказаны, не вдаваясь в богословие, символику или особые нравственные рассуждения, то производят на детей большое впечатление.

• При работе с группой детей дошкольного возраста важно помнить, что маленький дошкольник - индивидуалист. Расшатывание эгоцентризма – одна из важнейших воспитательных задач дошкольного возраста.
Ребенок остро ощущает то, что ему кажется несправедливым по отношению к нему, но не всегда замечает, когда он сам причиняет боль и огорчение другим. На этом этапе важно развивать такие навыки, как умение соблюдать очередность, следовать наставлениям и простейшим правилам, считаться с другими детьми, ощущать принадлежность к группе.

• К концу дошкольного возраста у ребенка должно вызреть умение координировать свои действия и игры с действиями и играми других детей и не рассматривать свою позицию как единственно возможную. Это необходимое условие для начала школьного обучения.
Задание на одном листе ватмана нарисовать общий рисунок на тему урока создаёт условия для обретения навыка работы «вместе». Незаменимыми средствами обучения, таким образом, становятся хороводы, простые игры с пением и разыгрыванием ролей. Совершенно не подходят соревнования, игры с более или менее сложными правилами, требующие определенных навыков, объединения по командам.

• Ребенок почти неспособен в этом возрасте отличить реальное от фантастического. При этом специалисты рекомендуют различать фантазирование и детскую ложь.
Ребёнок часто начинает рассказывать об истинном происшествии и вдруг придумывает совершенно неправдоподобные детали. (Если бы учителя приходских школ могли услышать, как дети пересказывают дома услышанное в школе, они были бы несомненно удивлены). Фантазирование рождается зачастую там, где ребенок не в состоянии логически освоить реальность и принять, соединить в своем изложении всю совокупность причинно-следственных связей.

• Ребенок готов что-нибудь смастерить. Основными мускулами он уже владеет, но мелкая работа ему еще непосильна. Любая работа должна быть непродолжительной и приносить осязаемые, зримые плоды.
Дети охотно возятся с красками, кубиками, пластилином, песком. Их творческий инстинкт не отягощен самокритикой. Дорогостоящих материалов и инструментов им не нужно, но нужно учитывать, что для работы и движения понадобится достаточно большое пространство.

3. Основной принцип изложения учебного материала для детей дошкольного возраста 

Рассказ законоучителя должен быть предельно ясным, простым и запоминающимся. Поясним, что это значит.

Понятие маленьких детей о Боге определяется главным образом мыслью о Нем как о Творце всего окружающего, управляющего им. Рассказы из Ветхого Завета о Боге Творце и Боге Промыслителе доступны детям, если не связывать их с историческими, географическими, богословскими понятиями. Понятие об Иисусе Христе сводится к тому, что Он очень добрый, любит людей и помогает им. У ребенка складывается определенное представление об Иисусе Христе как Личности, но он еще не понимает, что Бог и Христос - это одно и то же. Он не чувствует необходимости уточнять это. Ребенок учится креститься и произносить слова: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа", но эти слова обычно не связаны в его сознании с рассказами о Боге, и еще рано касаться темы Троицы.

Объяснение учителя должно развиваться последовательно, без погружения в пространственно-временные категории. Если речь идет о прошлом, лучше всего употреблять выражения типа "давным-давно", "вчера" или, для более старших, "когда я был маленьким". Хронология исторических событий не имеет для детей этого возраста никакого значения. Если речь идет о расстоянии, достаточно сказать: "рядом", "неподалеку отсюда", "далеко-далеко".

Важно, чтобы рассказ учителя производил эмоциональное впечатление на душу ребёнка, запоминался. В этом возрасте детям важно обрести «запас» легко запоминающихся и любимых рассказов из Священного Писания, свидетельствующих о любви Бога к людям, Его помощи и защите. Если этого не произойдёт, то в последующем, утверждениями типа: "Бог нас любит", "Бог есть Любовь", "Мы должны любить Бога" будут для детей голословными.

Услышанные истории дети «примеряют» на себя. Не следует говорить с малышами на такие темы, о таких чувствах и переживаниях, которые никак не соотносятся с их опытом.

Четырехлетняя Саша в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы спросила маму: «А Она была такая же маленькая, как я?» Детскому восприятию совершенно чужды понятия о "правде", "нации", "праведности", "справедливости", "власти", "вере" и даже "любви", хотя они могут понять, что такое "добрый", "хороший" или "злой", "плохой" человек.
Дошкольнику совершенно недоступны такие сущностные понятия, как грех, покаяние, искупление, смерть, воскресение, жизнь после смерти, хотя он по опыту знает, что такое "быть послушным" и "получить прощение".

4. Основные темы для занятий

В этом возрасте детям важно обрести «запас» легко запоминающихся и любимых рассказов из Священного Писания, свидетельствующих о любви Бога к людям, Его помощи и защите. Если этого не произойдёт, то в последующем, утверждениями типа: "Бог нас любит", "Бог есть Любовь", "Мы должны любить Бога" будут для детей голословными.

• Для изменения эгоцентричной позиции, характерной для детей этого возраста, важны и полезны простые рассказы, вызывающие чувство сочувствия и благодарности, доброго отношения к другим людям и животным и желания помогать, заботиться о них.
Например, рассказы Ветхого Завета о том, как Авраам помогал своему племяннику Лоту, как Валаам научился правде от своей ослицы, из Нового Завета – рассказ о мальчике, принесшем Христу свои рыбки и хлеб для насыщения толпы, или о милосердном самарянине.

• Важнейшую роль в жизни ребенка играет семья, поэтому ему близки и интересны рассказы из Священного Писания о значении семьи.
Например, в рассказе о Ное следует обратить внимание на то, как Бог спас единственную семью, оставшуюся «доброй» и сохранил по семье от каждого вида животных. Новозаветные повествования о Рождестве Пресвятой Богородицы, рождении Предтечи Господня Иоанна Крестителя, Святом Рождестве Самого Спасителя, Сретении позволят детям увидеть такие знакомые им семейные события, но в ином, духовном, аспекте и вместе с тем ощутить свое родство с Евангелием. Важно постараться, чтобы дети узнали об их большой церковной семье и почувствовали любовь её членов к себе и к своим родным.

• Чем лучше дети знакомы с устройством храма и с тем, что в нём происходит, тем уютнее они чувствуют себя в нём. Ребёнок испытывает удовлетворение от того, что знает, как правильно себя вести: как креститься, целовать иконы, принимать причастие, получать благословение и подпевать. Конечно, это чисто внешнее и механическое знание, но оно дарит ребенку чувство принадлежности к Церкви, он привыкает к храму, как к дому.
Можно проводить часть урока в храме. Такие занятия можно назвать Богослужебной практикой.

• Пяти-, шестилетние дети, играя, любят отождествлять себя с различными героическими персонажами. Очень важно детям рассказывать о святых, особенно о святых покровителях, имена которых они носят, святых – покровителях прихода.
Вместе с родителями ребёнок может подготовить маленький рассказ – прославление своего святого. Можно приурочить такое задание ко дню именин ребёнка, а затем со всеми детьми и другими родителями поздравить именинника. Можно дать задание детям подготовить к престольному празднику, другим памятным датам рассказ о святых – покровителях прихода.

5. Значение семьи и приходской общины 

Атмосфера в семье играет определяющую воспитательную роль для детей дошкольного возраста. Эту общую, трудно определимую словами атмосферу можно определить «миросозерцанием семьи». В эти годы формируется духовное подсознание ребёнка, которое станет почвой и фундаментом его мыслей, чувств и сознательных действий в будущем. В благоприятных условиях он накапливает множество религиозных впечатлений, которые затем могут возрастать и развиваться.
Даже если ребёнок не получил формальной религиозной подготовки, но рос в атмосфере любви и душевного покоя, подчиняясь семейной дисциплине, он вполне подготовлен к сознательному религиозному развитию. Если он был лишен такой атмосферы - ему нанесен большой ущерб.
Атмосфера, царящая в семье и приходской общине, формирует отношение ребёнка ко всем сторонам к жизни.

Участие в Таинствах
- Главное в опыте церковной жизни малыша - частое причащение Святых Тайн. Таинство это реально и действенно, но это не означает, что ребенок может его рационально принимать. Он может понять, что имеет дело с чем-то особенно важным, особенно святым, исходя из благоговейного отношения к Таинству родителей и всех собравшихся.

Вера в Бога 
- Мировоззрение дошкольника называется специалистами артификалистским – все воспринимается по образу и подобию человека и человеческой деятельности. Воспринимая Бога как Творца и Причину всего сущего, дети вместе с тем характеризуют Его человеческими качествами - ребенок до известной степени переносит на Бога черты родителей. Нужно всегда помнить, что характер родителей и образ их отношений друг с другом, с детьми и другими людьми оказывает огромное влияние на религиозное сознание ребенка.

Молитва
- Учить молиться можно только своим примером. Если дети видят, как сосредоточенно и строго молятся их родители, слышат прекрасные слова молитв, чувствуют благоговейное отношение к иконам, им захочется повторить то же самое. Ребенок хорошо запоминает короткие молитвы и может произносить их самостоятельно.
Очень хорошо, если есть традиция совместной семейной молитвы. Дети могут быть её участниками. Молитва детей проста, и не следует требовать от них особого благоговения или чрезмерного внимания. В маленьких детях следует укреплять сознание, что молитва – это обращение к Богу, и не только с просьбой, но, что особенно важно, и с благодарностью. Ребенок может понять, что не всегда то, что ему хочется, полезно; следовательно, то, что ему хочется, может не совпадать с тем, что желает Бог. Можно говорить об этом, рассказывая истории из Священного Писания, например, рассказать о пророке Ионе.

Мировоззрение
- Образование ума нужно начать со словесного общения с ребенком. «Главное, что должно иметь в виду, - пишет святитель Феофан Затворник,- это здравые понятия и суждения по началам христианским о всем встречающемся или подлежащем вниманию дитяти: что добро и зло, что хорошо и худо. Это сделать очень легко посредством обыкновенных разговоров и вопросов». Вспомним о проявлении одобрения или осуждения в христианской семье как способе формирования у ребёнка верных представлений о добре и зле.

Образ жизни
- Важно, чтобы в душе ребёнка складывались с раннего детства светлые воспоминания о семейных событиях, о различных православных праздниках и традициях. Радостные, торжественные события из воспоминаний детства глубоко влияют на сознание человека.
Свт. Феофан Затворник пишет: «Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой должны быть содержимы воспитываемые дети. Сочувствие ко всему священному, сладость пребывания среди его, ради тишины и теплоты, отревание от блестящего и привлекательного в мирской суете не могут лучше напечатлеться в сердце».

- «Дитя многожелательно: все его занимает, все влечет к себе и рождает желания, - пишет святитель. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и все, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Поэтому родители должны блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения».

- Очень важным моментом в воспитании дошкольника является приучение его к труду. Такое воспитание соответствует русским культурным традициям. До революции в семьях уже с пяти лет девочки начинали шить себе приданое, а мальчики по мере сил помогали отцам в их нелегкой работе. Уже в дошкольном возрасте приучением к выполнению соответствующих работ можно начинать воспитание будущего материнства и отцовства. Инфантильность многих матерей и отцов, их неспособность нести положенный груз ответственности во многом обусловлены упущениями, сделанными воспитателями в их раннем возрасте.
Кроме того, в этом возрасте ребенку просто необходимы посильная физическая нагрузка, выполнение элементарных работ по домашнему хозяйству. Это обеспечит ребенку чувство полезности и заслуженную радость от хорошо выполненной работы.

- Важной задачей в духовном воспитании дошкольника является воспитанное в семье расположение к делам благотворительности и милосердия. Дошкольный возраст – это возраст, в котором происходит первичная ориентация всей будущей жизни: что будет главным – служение или потребление?
Уже в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться не только для себя, но и для других. Если ребенка в этом возрасте только развлекали (по принципу: детям – счастливое детство), вырастет еще один представитель поколения потребителей.

6. Кризис семи лет 

Завершается дошкольный возраст кризисом семи лет. Если до этого, несмотря на все трудности, ребенок был очень связан с семьей, то начиная с этого возраста он уже готов к более широкому общению. Основное новообразование, вызывающее этот кризис, – утрата детской непосредственности. Однако потеря детской непосредственности несет с собой и много позитивных изменений в личности ребенка шести-семи лет. Возможность увидеть себя со стороны позволяет осмысленно ориентироваться в своих переживаниях. В связи с этим начинают проявляться требовательность к себе, предпринимаются осознанные попытки самонаблюдения, саморегуляции, самонаказания. Возникает опосредованность поведения определенными правилами.
Во взаимоотношениях со взрослыми складывается новое общение – ребенок узнает, как общаться с врачом, милиционером, продавцом в магазине, он вступает в ролевое взаимодействие, принимая требования ситуации. Важно, чтобы у ребёнка до поступления в светскую школу сформировались отношения с церковным учителем. Общение со сверстниками тоже видоизменяется – усиливаются межличностные тенденции, появляются привязанность, дружба. Вместе с тем всё большее значение приобретают правила регламентации взаимоотношений со сверстниками, которые зафиксированы в детской субкультуре.
Важно, чтобы дети могли найти друзей в церковной среде и начать формировать в детской церковной среде свои правила отношений до начала их формирования в детской среде светской школы.