ОПИСАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОГРАММЫ

Отзывы о программе
Слово протоиерея Романа Ковальского, настоятеля Спасо-Парголовского храма
О цели воспитания ребёнка в православной традиции
Понятие "духовно-нравственное воспитание"
в православной традиции

О воцерковлении дошкольников в группах семейной поддержки "Лучики"
Структура организации занятий
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Общий годовой план занятий
План занятий группы 4-5 лет
План занятий группы 5-6 лет
План занятий группы 6-7 лет
Содержание и материалы занятий группы 4-5 лет
Содержание и материалы занятий группы 5-6 лет
Содержание и материалы занятий группы 6-7 лет
Гимн Лучиков
Сценарий праздника, Рождество Христово, группа 3-4 года
Сценарий праздника, Рождество Христово, группа 5-7 года
Сценарий праздника, Воскресение Христово, Пасха 3-4 года
Сценарий праздника, Воскресение Христово, Пасха 5-7 лет
Пасхальная сказка
Материалы занятий с родителями,
Школа Православной Семьи

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методическое пособие,
О преподавании Закона Божьего у дошкольников

Педагогические принципы св. прав. Иоанна Кронштадтского
Рекомендации для воспитателей и педагогов
О христианском воспитании и воцерковлении
в наши дни

Педагогический семинар по рассказу Б.Алмазова
"Простите меня"

Понятие принципа в православной педагогике
Анкеты для родителей
Списки рекомендуемой литературы

Рекомендации для педагогов.
О работе с семьями дошкольников

Антипенко Ю.Т., старшая сестра отделения милосердного педагогического служения "Синий Крест" Сестричества милосердия св. мц. Татианы, директор Духовно-просветительского центра им. свт. Иннокентия Московского

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. Семья подобна цветку, вырабатывающему аромат, необходимый для ребенка. Дитя изучает мир через семью, в свете семьи.
Религиозное воспитание возможно только в семье, только она вырабатывает такую духовную среду, где ребенку легко жить о Боге в церковном укладе. Педагоги воскресных школ не могут и не должны учить и приобщать детей к церковной жизни без участия в этом процессе родителей, без взаимодействия с ними. Как же мы должны это взаимодействие выстраивать.

1. Взаимодействие с семьей должно быть с учётом их различий:

А) Есть семьи, которые желают воцерковить их детей, готовые сами воцерковляться, которые готовы взять на себя всю ответственность за воцерковление собственных детей, и они обратились в воскресную школу: «Помогите!, так же, как раньше прибегали к помощи крестных (В дореволюционной России крестные отвечали за духовное развитие и становление ребенка), - помогите, мы не успеваем, но мы заинтересованы в воцерковлении наших детей».
Таких семей очень мало, но школ, которые выстраивают грамотный и системный подход к таким семьям, еще очень мало. 

Б) Далее существует более широкий круг семей - православно-ориентированных, которые согласны, чтобы их детям рассказывали о вере, но при этом не знающих и даже не подозревающих, что религиозное образование их детей каким-то образом будет связано с ними самими, что что-то придется менять в них самих.
Среди этих родителей и те родители, которые приводят в нашу воскресную школу деток на том этапе, когда сами начинают с ними родительски не справляться, но он (родитель) не готов к тому, что ему самому нужно меняться.

В) Еще дальше от жизни Церкви. Далее сам широкий круг семей - семьи неблагополучные или родители, попавшие в трудную жизненную обстановку, взрослые люди, сконцентрированные на собственных проблемах - развод, нищета, пьянство, стресс, болезнь и др. Им сейчас не до детей. Иногда они не против, чтобы с их детьми занимались. И, особенно в области, сейчас практикуется создание профилактических реабилитационных центров, дневные интернаты.
Например, приход Андрея Критского: дети после школы приходят в эту воскресную школу, где с ними выполняют уроки, гуляют, кормят, то есть выполняют родительские функции, но их родители не против, потому что очень заняты своей жизнью, своими проблемами.

Наш вопрос заключается в том, как работать с этими 3 типами семей.
1. Работа с семьями, в которой родители считают себя верующими, заходят в храм, нередко даже участвуют в таинствах. Они не готовы менять что-либо в своей жизни, но расположены к православию. У них отсутствует активная позиция в своем воцерковлении.
Пути решения проблемы:
- не торопиться с духовным обучением и тем более христианским воспитанием их детей. Мы принимаем в школе не только ребенка. Так учили всегда и лучшие педагоги прошлого. Когда мы принимаем в школу ребенка, мы принимаем и его семью. Для них даже не стоит выстраивать определенную программу по Закону Божиему. Можно им рассказать о святынях, о святых, о вере и т. п. Необходимо формировать с ними (детьми) добрые отношения, чтобы у них остались светлые воспоминания о церкви с детства, главное – не перегрузить, потому что чаще всего потом, в подростковом возрасте, если не изменяется позиция родителей, такие дети уходят из храма, но пусть у них останутся о Церкви светлые радостные воспоминания.
Мы беседуем с их детьми и параллельно наблюдаем за их родителями и постепенно-постепенно выстраиваем по отношению к родителям сопровождение, которое включает в себя:
1) Молитва (иногда создается синодик за детей и их родителей, часто дети тянутся читать этот синодик сами)
2) Надо пускать этих родителей на свои уроки, на эти беседы. Через это они имеют возможность слышать то, что мы им говорим, ведь и тогда, когда мы преподаем, мы говорим не только для ребенка, но и для его родителей. Дай Бог, чтобы только пришел. Но лучше заранее с ними обговорить некоторые правила их поведения на уроке, так как он не за этим пришел и ему неинтересно, он отвлекается то телефоном, то книжкой и т. д., а нам нужно, чтобы он слышал.
3) Подбор для таких родителей книг о православии, о традициях отечественной педагогической культуры, о семье и христианском воспитании детей. Когда он пришел, мы ненавязчиво ему указали на эту библиотеку, на последние издания – в меру их интересов.
4) Привлечение родителей к исполнению небольших заданий по оформлению класса, изготовлению пособий, или по уборке. Если пьете чай, то пусть чайничек вскипятит, накроет на стол, пряничек принесет, то есть создайте все условия, чтобы он смог что-то сделать для Бога, хотя он это делает неосознанно. Это дает ему возможность почувствовать, что он здесь нужен, в Церкви.
5) Беседа с родителями, но не на тему веры (о традициях школы, о Церкви, об истории прихода, Епархии. Например, о почившем батюшке и его семье о фестивале, о конкурсе, в котором участвует школа и др.). Хитрость в том, чтобы внимание этих людей обратить на их соотечественников, открыть для них, что имеются люди, которые ревнуют о Церкви, которые по-другому живут, по-другому свое время свободное проводят, что можно по-другому жить. Показать, что есть некая, другая, альтернатива к его образу жизни, помочь ему задуматься о своей жизни. что есть другие родители, которые по-другому воспитывают своих детей, чего они (дети) достигли в своем развитии. Занятие длится 30-40 мин., желательно с чаепитием.

2. Вторая группа родителей - родители неблагополучные. Таких семей становится все больше, и больше.
Пути решения проблемы:
1) Это молитва. Был задан вопрос - Что делать, если ребенок рвется в школу, а родители его даже не пускают, говорят: «Не надо ходить туда, в православную школу»? Можем ли мы тогда учить этого неблагополучного ребенка?
Бывали ситуации, когда ребенок буквально убегает из семьи в православную школу, а семья занимает позицию оборонительную. Тогда, молясь и вопрошая духовника школы, может быть вариант, когда мы ребенка все-таки берем, но тогда мы обязательно вводим ребеночка в молитву о его семье. Мы все равно таким образом взаимодействуем с семьей, объясняя, что мама с папой оказались сейчас в сложной ситуации, но опять-таки надо хорошо помолиться и подумать о возможном выходе из той или иной ситуации.
2) Помощь и поддержка семье. Мы должны задуматься, как помочь. Все равно основной нашей задачей является помочь семье быть заинтересованной в воцерковлении ее ребенка, наладить с родителями взаимоотношения, доверие, контакт через какую-то конкретную помощь, разговор, или материальное участие в их семье. Пусть они увидят в лице церковных людей понимающих и не осуждающих их людей – через это прийти с ними в согласие. Неблагополучные родители вроде и не занимают активной позиции, но если мы находимся с ними в добрых отношениях, это уже залог того, что мы можем плодотворно работать с его ребенком, только нужно всегда учитывать, какая должна быть программа преподавания, то есть это не будет программа по Закону Божьему в ее классическом варианте.
3) В беседах с такими родителями есть секрет – очень важно говорить об успехах, достижениях, радостях их детей – о положительном, о позитиве и ни в коем случае не говорить с ними, которые итак ослаблены, о проблемах, и через этот разговор прийти к их пониманию.
4) Попробовать попросить их что-то сделать для школы – самое простое и минимальное – например, принести одно яблочко с их сада,– чтобы человек понял, что он нужен, что его здесь ждут. Можно пригласить его куда-то, например, чтобы он только пришел на занятие, дошел до школы – это тоже просьба.

3. Третья категория родителей. По отношению к этой групп нужно выстроить самое серьезное попечение – это родители, которые ожидают от Церкви и церковной школы помощи в религиозном образовании и духовно-нравственном воспитании их детей.
Они как раз правильно поступают, они держат ответственность за воспитание ребенка на себе, но прибегают к Церкви за помощью и хотят у Церкви учиться, как правильно воспитывать своих детей.
Очень мало таких родителей. Их, может быть, даже единицы, а ведь это семьи, которые являются главным условием для воспитания будущих церковных кадров.
Вот именно таким семьям и надо помогать, потому что из так семей и выйдут будущие труженики Церкви. Чтобы не получилось, что одних не станет, а другие не придут.
В 2000 году в Москве коллективом ученых и церковных специалистов была создана «Концепция сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного развития детей». То есть проделана очень большая научно-методическая работа. Вывод, к которому приходят авторы этой концепции: «Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом, но и в личностном плане, то есть применительно к самим себе.

Им придется решать двойную задачу:
1) становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, которую они стремятся привить детям; и
2) создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Ценность этой концепции заключается и в том, что авторы кроме поставленных задач сразу же формулируют сложности и трудности, которые возникают на пути у таких родителей. Люди хотят, но желания слишком мало и пять главных трудностей препятствуют этим задачам:

1. Отсутствие у родителей систематического духовного образования. Родители хотят, чтобы их дети знали то, чего они сами не знают, относились бы к Богу, к миру, к бытию, к самому себе так, как они сами не относятся. Они-то хотят, но сами-то не являются носителями того, что они хотят привить своему ребенку. Не получится этого у ребенка вопреки его родителям. Не растут апельсины на яблоне.
Пути решения этой проблемы:
1) Организация на базе школы взрослого отделения или катехизаторских курсов. Нужно выстраивать систему духовного образования для взрослых. И никаким образом иначе мы этим родителям не поможем, и всякая школа, практически занимающаяся с детьми, к этому выводу сама приходит.
2) Обязательное присутствие родителей на занятиях, особенно в дошкольной группе и младшей школьной группе.

2. Отсутствие у родителей ясных систематических представлений о традициях отечественной семейно-педагогической культуры, о христианском воспитании детей, то есть о семейной педагогике.
Пути решения проблемы:
1) Организация семинаров, бесед, родительских клубов при школе, где родителям систематически рассказывается о том, как устраивается в семье православный уклад
2) Если при школе нет таких семинаров, тогда информация должна быть в благочинии или Епархии, и мы тогда должны направить этих родителей туда на занятия. Слава Богу, этот процесс пошел, и у нас есть авторитетные специалисты, к которым на занятие можно направить этих родителей.
3) Создание в школе библиотеки для родителей. Для создания хорошей библиотеки нужен хороший грамотный специалист, необходима грамотная подборка рекомендованной литературы по семейной педагогике.
4) Проведение индивидуальных бесед, консультаций по вопросам семьи и воспитания детей. Это очень важно, но для этого нужен компетентный специалист по вопросам семейной педагогики, который мог бы ответить на частные вопросы родителей, опираясь в основном на опыт выдающихся церковных деятелей и педагогов, на то, чему учит Церковь.

3. Отсутствие или скудость у родителей опыта воспитания детей в церковном духе.
Сейчас появляется все больше и больше родителей, которые знают, чувствуют, как это должно быть, но в опыте ничего не получается, все равно они делают, как их воспитывали.
Пути решения проблемы:
1) Организация в родительской школе, если таковая имеется, практических занятий, тренингов по семейной педагогике. Есть уже у нас в епархии такие площадки, которые работают с родителями. Иногда они называются Школами для патронатных родителей или для родителей, готовящихся к усыновлению детей, но эти занятия помогут и настоящим родителям.
2) Организация школьных мероприятий (праздники, совместная трудовая, милосердная, благотворительная практика), во время которых родители при сопровождении педагогов могли бы обретать новый церковный опыт общения с ребенком. Например, уборка храма или школы. Пришла мама и при всей своей церковности общается с ребенком совершенно не церковно. Педагог может очень мягко и просто показать другой опыт взаимодействия с ребенком, и родители всегда как правило благодарны.
3) Самая эффективная работа по сопровождению таких родителей проходит на базе летних выездных поселений, когда мы в течение трех недель проводим вместе с семьей, но там должен быть опытный коллектив.

4. Эту трудность московские специалисты ставят на первое место – Современное секуляризированное социо-культурное окружение. Еще в начале XX века протоиерей Василий Зеньковский говорил: «Городская жизнь настолько интересна и разнообразна, так влечет к себе, что, чтобы удержать ребенка не только в Церкви, но и в семье, нужно наполнить ее очень богатой и интересной внутренней жизнью».
Отец Александр Ельчанинов вторит ему практически теми же словами: «Для воспитания детей самое важное, чтобы они видели родителей живущими большой, напряжённой внутренней жизнью».
Пути решения проблемы:
1) Организация на церковной площадке, в церковной школе, на приходе интересных богатых по содержанию мероприятий, участвуя в которых и семья, и ребенок могли бы духовно обогатиться. Но нужно так проводить школьные, приходские и епархиальные мероприятия, чтобы они стали для семьи образом их семейной жизни. Вот так можно праздновать, вот так можно спектакли делать, и т. д. Этот пункт напрямую связан со следующим –
2) Формирование на приходах, в благочинии и в епархии дружеской, творческой и духовно обогащающей среды межшкольного и межсемейного общения и сотрудничества.
Нам сейчас необходимо проводить общие межприходские, благочиннические и епархиальные мероприятия на должном качественном, слаженном уровне, чтобы чувствовалось, что это наше общее дело. У каждой школы должен быть план проведения мероприятий на весь год. Многое сейчас проходит в приходской школе, на приходах благочиния, но еще более на епархиальном уровне. Поэтому, предлагается объединить усилия и взаимообмен имеющимся опытом.

Выводы и рекомендации

1. Работа с семьей является одним из основных приоритетных направлений работы воскресной школы. Нужно учиться работать с разными семьями. На приходе и в школе есть семьи всех 3 групп. Даже если они выглядят одинаково, после собеседования и взаимодействия с этими семьями мы видим, что чаяния у всех родителей разные, степень готовности изменять что-либо в своей жизни и по-христиански воспитывать своих детей очень разная, поэтому руководители и педагоги воскресных школ должны учиться взаимодействовать и работать с семьей любой из этих групп.

2. Особое внимание нам нужно уделять семьям, в которых родители серьезны и ответственны. Здесь важно принимая ребенка в школу обязательно проводить собеседование с его родителями и определять степень их готовности к общим трудам, выяснять их чаяния. Помочь этому может анкета, которая может быть составлена очень по-разному, так как человек начинает задумываться. Эта анкета поможет понять, к какой группе относится эта семья и соответственно выстроить необходимое сопровождение для данной семьи.